Байтелякова Галина Александровна
13февраля 2020 состоялся конкурс выразительного чтения «Алтын жүрек анамыз», «Сердце, наполненное любовью», в нем приняли участие 23 конкурсанта из 8-11 классов. На празднике звучала поэзия А. Пушкина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В.Высотского, О. Сулейменова, Абая, строки о любви Э. Асадова и современных авторов. Выразительность, артистичность, оригинальность трогали зрителей и жюри до слез. Своим творчеством ребята сумели проникнуть в сердца и души зрителей, зажгли в них нетлеющую свечу надежды, пробуждали неугасимую веру в добро, справедливость и человечность. В рамках декады предмета Самопознания открыта выставка творческих работ учащихся 1-4 классов «Мир удивителен» На выставке представлены рисунки, открытки, коллаж, поделки. Творческие работы малышей и их родителей позволяют по-особому почувствовать глубину и важность таких простых и в то же время незаменимых понятий: Семья, Мир, Природа, Здоровье, Родина, Красота.
19.02.2020 на базе ГУ «Средняя школа №36», Управлением образования совместно со специалистами ЦМО - Аманкельдиевой А.А., руководителями и специалистами ПМПК№2АбельдиновойГ.С. , ПМПК№5 - Искаковой К.К., проведен круглый стол « Процесс включения детей с ООП в общеобразовательную среду» Педагоги школ: № 7,14, 19, 20, 25, 26, 36, 41, 61- обсуждали вопросы организации учебно-воспитательного процесса учащихся с ООП. Получены практические рекомендации по организации школьного ПМПк, по составлению и реализации индивидуальных программ с учетом обновленного образования, оцениванию учебных достижений особого ребенка, работе с родителями. Поднимался вопрос о кадровом обеспечении коррекционного образования специалистами (дефектолог, логопед) и повышении квалификации педагогов. Получены практические рекомендации по организации школьного ПМПк, по составлению и реализации индивидуальных программ с учетом обновленного образования, оцениванию учебных достижений особого ребенка, работе с родителями. Поднимался вопрос о кадровом обеспечении коррекционного образования специалистами (дефектолог, логопед) и повышении квалификации педагогов.
Психологическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса
2019-2020 учебный год
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на формирование, сохранение и укрепление коммуникативной, духовно-нравственной и поведенческой культуры учащихся.
Сентябрь
Адаптационные встречи. Для создания доброжелательной атмосферы в классе и школе, организации взаимодействия между детьми в начале 2019-2020 учебного года проходят адаптационные встречи психолога с первоклассниками Адаптационные встречи в 5 классе – это мероприятия, направленные на знакомство детей друг с другом, правилами школьной жизни. Занятия проводятся в игровой форме, способствуют интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей. В 10 «А» классе проведен тренинг «Созвездие», с цельюсоздания доброжелательной атмосферы, снижение уровня тревожности, организация взаимодействия в группе, предоставление возможности ученикам узнать, что каждый из них ценен и интересен. Ритуал приветствия прошел сидя в кругу с помощью игр «Выброс пальцев» и «Гомеостат». Психолог организовала мини-дискуссию о роли и значении звезд в нашей жизни.Упражнения: «Ассоциации», «Найди свою звезду» дали возможность расслабиться, набраться оптимизма, уверенности в себя. В практической части занятия было необходимо написать на звездочке свое имя и украсить ее по своему желанию. «Интервью в паре» - это возможность лучше узнать друг друга и рассказать аудитории об особенностях своего одноклассника. Рекомендации психолога: для улучшения самочувствия в период адаптации к школе необходимы дополнительные прогулки на свежем воздухе, секции и кружки, способствующие смене деятельности и полноценное питание.
13.09.19проведено анонимное анкетирование учащихся 5-11 классов о микроклимате в школе и дома. Цель: исследование особенностей образовательной деятельности и психического здоровья учащихся
19.09.19 – оформлен информационный профилактический стенд для учащихся и родителей, с указанием служб помощи и телефонов доверия
13.09.2019 социально-психологической службой школы проведено общешкольное собрание для родителей учащихся 1-х классов «Школа идеального родителя: Наш ребенок в первом классе». Директор школы Шунаев Ж.С. поздравил родителей с днем семьи Республики Казахстан и рассказал о перспективах развития школы. Психолог Байтелякова Г.А. ознакомила родителей с основными компонентами родительских стратегий воспитания в период адаптации ребенка в школе. Медработник Молдагулова Г.С. напомнила родителям о соблюдении правил гигиены, как основного средства профилактики вирусных и инфекционных заболеваний. СоцпедагогАдамзатова Ж.О. ознакомила с гос.услугами и пакетом документов, необходимых для оформления государственной поддержки.В завершении собрания все специалисты говорили о необходимости активного сотрудничества семьи и школы.
12.09.19. в рамках празднования дня семьи Республики Казахстан, с учащимися 9-х классов проведен круглый стол «Что может быть семьи дороже», на котором ребята определяли и ранжировали семейные ценности. С помощью арт-приемов (в символах, ассоциациях, коллаже) рассказывали о традициях и ценностях своей семьи.
27.09.19 г в СШ№ 36 с родителями пятиклассников проведено общешкольное родительское собрание «Создание условий успешной адаптации пятиклассников». Открыл собрание директор школы Шунаев Ж.С. он говорил о важности и необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, основанное на взаимном уважении, доверии и согласованных действиях. Психолого-педагогическая помощь родителям первоклассников в виде консультирования, проведена психологом школы Байтеляковой Г.А. Вместе с родителямирассмотрели основные трудности адаптации и способы их преодоления, ознакомились с признаками успешной адаптации. Поговорили о влиянии родительских установок на развитие личности ребенка и учились правильно выражать свою любовь в словах и действиях. Конкурс Эссе «Учитель- это звучит гордо!»
3.10.19 ЧФ «Birlik» в рамках реализации плана по профилактике наркомании среди молодежи; при содействии УО провели лекцию с учащимися 9-х классов на тему « Проблема употребления наркотиков и ПАВ»
09.10.19 представители ОФ «Право» провели ознакомительную лекцию с учащимися 8-х классов на тему семинар-тренинг «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних». В начале занятия специалисты повторили с учащимися основные законы, защищающие права детей, Конвенцию о правах ребенка. В тренинговой форме ребят знакомили с Кодексом административных правонарушений, разбирали понятия «преступление», «правонарушение», «меры воздействия и взыскания». Юрист объяснял, когда наступает гражданская правовая ответственность, информировал о единой базе учета правонарушений. Проигрывали с учащимися часто встречающиеся ситуации правонарушений и определяли вид ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная), задавали контрольные вопросы. Завершилась встреча просмотром видеоролика «Сделай правильный выбор» Выводы и рекомендации: цель встречи со специалистов ОФ «Право» повышать уровень правовых знаний – достигнута, ребята активно задавали уточняющие вопросы и получали точную информацию от специалистов
27.09.17Анкетирование учащихся 8-х классов на тему «Определение доминирующих мотивов учения»Цель: определение учащимися наиболее и наименее осознаваемые мотивов обучения, преодоление неуспешности в обучении
04.10.19 с учащимися 9-х классов проведена методика: Мой словесный портрет с цельюопределения уровня развития самооценки, самоанализа и мировоззрений учащихся; диагностическое упражнение «Мой словесный портрет», включает следующие вопросы: 1.Назовите три наилучшие Ваши черты 2.Три Ваши слабости, приводящие к неудачам 3.Три Ваши способности, помогающие достичь цели 4.Три наиболее уязвимых особенности, которые позволяют управлять Вами, или причинять боль. 5.Три надежды или радостных ожиданий будущего
17.10.19 проведен тренинг-занятие с лидерами школы «Искусство быть счастливым»с целью создания доброжелательной атмосферы, снижение уровня тревожности, организация взаимодействия в группе, предоставление возможности участникам узнать каждого в глазах других.
18 октября 2019 года состоялся очередной XII городской конкурс для детей с особыми образовательными потребностями «Мастер – золотые руки!».Этот конкурс проводится для поддержки и раскрытия таланта и возможностей детей, помогает ребятам развивать свои творческие способности. Конкурсные задания были приурочены к празднованию Года Молодежи в Казахстане. Наши ребята участвовали в следующих номинациях: Гельманова Амина - аппликация «Джайляу» рук-ль: Байтелякова Г.А. ТашимЛютфи – рисунок «Мое будущее» рук-ль Султанова Ж.А. ДжамбаевДаурен – конструирование из природного материаларук-ль: Байтелякова Г.А. СоветоваАдина – лепка «Древо жизни»рук-ль Султанова Ж.А. Поздравляем победителей – ДжамбаеваДаурена и ТашимЛютфи, занявших 3 место и подарочный сертификат на сумму 5 000 тг. Все участники конкурса получили сертификаты и подарки.
25.10.19ребята –волонтеры клуба «Түлға» провели яркий осенний праздник для классов коррекции «Дары осени». Празднику предшествовала подготовительная работа: старшеклассники готовили сценарий, украшали кабинет, а младшие ребята учили осенние стихи и готовили с родителями поделки. Ребята подготовили и провели праздник, побывали в роли учителей и по-большому счету, на этом празднике прививали младшим ребятам навыки культуры, интерес и бережное отношение к природе. В рамках проведения Праздника Осени, социально- психологической службой проведен конкурс на создание мандалы с использованием природного и бросового материала Цель: сенсорно-перцептивное развитие учащихся; развитие креативных способностей, коррекция гиперактивности, релаксация. Мандалы- увлекательная игра, которая способствует развитию навыков уверенности в себе, обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой. Когда ребята рисуют или заполняют круг, то обычно сосредотачивают в нем то, что чувствуют, думают, желают. Детям очень нравится открывать в себе новые способности. Мандалы с использованием природного и бросового материала напоминают им игры с мозаикой
20.11.19 проведено общешкольное родительское собрание совместно со специалистами ОФ «Болашақ» на тему «Школа, свободная от трудностей в обучении» Родители были проинформированы об участии в пилотном проекте «Школа, свободная от трудностей в обучении», познакомились с понятием «Дислексия», приглашены на консультацию и обследование.
25.11.19 для повышения правовой культуры учащихся, проведены единые уроки празднования 30-летия принятия РК Конвенции ООН о правах ребенка. Учащимся разъяснены основные положения Конвенции, права и обязанности учащихся с 3.12.19 по 11.12.19 проведен автоматизированный диагностический опросв рамках программы «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенции суицида» (8-10 класс). Профилактические лекции Конкурс проектов «Как прекрасен этот мир»ФОТО Наша добрая традиция Для педагогов и учащихся СШ№36 стало доброй традицией проводить перед Новым годом благотворительный утренник для детей с особыми образовательными потребностями. 26 декабря 2019 года усилиями педколлектива, родителей и ребят-волонтеров была проведена праздничная программа с чаепитием. Родители и гости нашего праздника отметили хорошую подготовку праздника, отдельная благодарность от родителей ИП «Нусурова» за вкусную выпечку. Прощаясь, наши гости говорили много приятных слов, слов благодарности в адрес школы: «Спасибо вам за поднятое настроение деткам и нам, родителям! Успехов всем в Новом, 2020 году!» Игры, шутки, песни, улыбки и смех ребят – лучшая оценка проведенного мероприятия. психолог: Байтелякова Г.А. Анализ микроисследования «Нравственные ориентиры в жизни старшеклассников» Цель: Определить тенденцию нравственного развития учащихся 8-10 классов (чем же дорожит современный школьник?) Методика : метод «Незаконченные предложения» Класс:8-10 Опрошено: 263 учащихся Дата проведения:
1-4.03.16 г Анализ ответов учащихся: «Хорошая жизнь – это…» Любовь – 37%, Жить в свое удовольствие – 32%, Много друзей – 33,9%, Когда ты здоровый, умный, богатый и всеми уважаемый- 25%. «Быть человеком - значит…» Иметь честь и совесть – 41% учащихся, Вести себя достойно – 33%, При любых обстоятельствах оставаться человеком – 25%, Быть уважаемым человеком – 22%. «Самое главное в жизни…» Получить хорошее образование – 38%, Быть здоровым – 32%, Моя мама – 27%, Найти свою дорогу в жизни – 24%, Стать настоящим человеком -13%, Совершать добрые поступки – только 4% учащихся. «Плохо жить без…» Семьи – утверждают 43% старшеклассников, Без друга – 28%, Без родителей – 23%, Без взаимопонимания – 19%, Без матери – 16%, Без любви – 15%, И только 1 учащийся считает, что плохо жить без школы. По мнению опрошенных ребят «преуспевающий человек – тот, который…» Имеет успех в делах- 41%, Трудолюбивый – 33,9%, У которого все получается – 33%, И 26% выбирают, что это и «тот, кто хорошо учится». «Человек – неудачник» - это человек» Который ничего не может сделать без помощи других – 42%, Которому всегда не везёт- 32%, И 13% считают, что человек-неудачник – это человек, который плохо учится. Если человек не имеет друзей, ума и хорошего воспитания, то он не состоялся – это мнение 40% учащихся. А вот если человек имеет друзей (41%), имеет все (27%), имеет ум (27%), то он состоялся. Выводы и рекомендации:в настоящие время у некоторых ребят материальные ценности доминируют над духовными, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Основные проблемы нравственного воспитания ребёнка заключаются: В разладе между внутренними и общепринятыми нормами поведения; В отсутствии развитого чувства сопереживания (эмпатии), наличии инфантильности, неразвитости волевых качеств; В занятости родителей;В перегруженности информацией, её отрицательном подчас влиянии на духовность человека. По данным опроса 7% учащихся проводят за чтением книг, 14% занимаются спортом, 6% изучают иностранные языки, за компьютером проводят время 37% опрошенных, 10% любят просто прогуливаться, 18% любят музыку и танцевать, 19% проводят свободное время с друзьями. Следует отметить, что опрошенные дети довольно праздно проводят время. Педагогам и родителямрекомендуется организовывать досуг учащихся интересно и плодотворно (отдыхая учиться, открывать неизведанное), использовать активные формы внеклассной работы, способствовать навыкам самосовершенствования. В рамках проведения социально-психологической акции «Улыбнись жизни!», и проектной деятельности по самопознанию, в течение декады с 8 по 18 января ученики 8-11 классов составляли и обсуждали проект: какие на самом деле современные подростки? кто они? чем они живут? что их волнует? В своих проектах ребята рассказали, что современные подростки живут в многообразном пространстве, они понимают необходимость приобретения знаний, образования, знания иностранных языков. В настоящее время среди молодежи стало модным заниматься спортом, иметь хобби, что-то коллекционировать, в общем активно жить Выслушав разные мнения своих ровесников, ребята пришли к выводу: современный подросток – это свободная личность, личность творческая, адаптивная, они живут в мире, который резко отличается в культурно – историческом плане от предыдущих поколений и в то же время они, как новое поколение хотят внести свою лепту и строить свой мир: нестандартный и многообразный.
15 января 2020 проведено компьютерное тестирование учащихся 10-х классов «Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков» 16.01.20 проведен круглый стол с учащимися 9-х классов «Открытый разговор: Основы мировых религиозных культур», как введение в предмет «Светскость и религиоведение» 04.02.2020 специалистами ОФ «СаналыОмир» проведен мультиурок о здоровом образе жизни с учащимися 7-х классов. Встреча началась с игры-разминки, ребята подбирали слова-ассоциации о ЗОЖ. Посмотрели мультфильм «Едкий дым», рассказывающий о истинных последствиях вреда курения, интоксикации. Анализируя мультфильм, учащиеся активно задавали уточняющие вопросы, делились своими впечатлениями и выводами, что самое ценное для человека – это чистое дыхание.
13февраля 2020 состоялся конкурс выразительного чтения «Алтын жүрек анамыз», «Сердце, наполненное любовью», в нем приняли участие 23 конкурсанта из 8-11 классов. На празднике звучала поэзия А. Пушкина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В.Высотского, О. Сулейменова, Абая, строки о любви Э. Асадова и современных авторов. Выразительность, артистичность, оригинальность трогали зрителей и жюри до слез. Своим творчеством ребята сумели проникнуть в сердца и души зрителей, зажгли в них нетлеющую свечу надежды, пробуждали неугасимую веру в добро, справедливость и человечность. В рамках декады предмета Самопознания открыта выставка творческих работ учащихся 1-4 классов «Мир удивителен» На выставке представлены рисунки, открытки, коллаж, поделки. Творческие работы малышей и их родителей позволяют по-особому почувствовать глубину и важность таких простых и в то же время незаменимых понятий: Семья, Мир, Природа, Здоровье, Родина, Красота. Проект «Спешите делать добро» (1-11) 14.02.2020 в школьной библиотеке открыта выставка книг серии «Здоровье и жизненные навыки». Психолог школы познакомил учащихся старших классов с выставкой, провела мини-презентацию каждой книги (19 книг) Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? На эти и другие вопросы подростку помогут найти ответы книги серии «Здоровье и жизненные навыки». Серия «Здоровье и жизненные навыки» - это комплект книг, целью которых является эмоционально – психологическое развитие детей и подростков. Содержание книг раскрывает актуальные вопросы взросления и кризисов, таких как переезд, смена школы и адаптация, эмоциональные проблемы, развод родителей, страхи, тревоги и пути их решения. Книги рекомендуются к самостоятельному чтению детьми и подростками, а также для совместного прочтения с родителями, психологами и педагогами образовательных учреждений.
Школьная библиотека подготовила выставку книг «Здоровье и жизненные навыки».
Предлагаем вашему вниманию список литературы серии «Здоровье и жизненные навыки»:
1.« Я не хочу расставаться!». Как преодолеть страх разлуки с родителями и близкими.
2. «Понять себя!». Путеводитель по сильным эмоциям и чувствам.
3. «Расслабься!». Как научиться контролировать свой гнев.
4. «Ошибаются все!». Что делать, когда боишься совершить ошибку.
5. «Сила спокойствия». Как сохранить самообладание и справиться с гневом.
6. «Защитить слабого!». Как заступники остановили травлю.
7. «Быть собой». Как повысить самооценку и стать уверенным в себе.
8. «Первый раз в новый класс». Как вести себя, если переехал и сменил школу.
9. «Что делать, если ты слишком застенчив?». Руководство по преодолению социальной тревожности.
10. «Что обо мне думают люди?». Как справиться с социальной тревожностью.
11. «Эмоции!». Как разобраться в своих чувствах.
12. «Это нечестно!». Как справиться с завистью и ревностью.
13. «Мой беспокойный разум». Руководство по управлению тревогой и паникой.
14. «Депрессия». Руководство для подростков: как выжить и преуспеть.
15. «Мои родители тоже развелись». Книга , написанная детьми для детей.
16. «Никто не идеален». Рассказ о перфекционизме.
17. Как справиться с травлей?
18. «Причал Блэк Джек». Как мальчик пережил скорбь.
19. «Я слишком сильно беспокоюсь!». Как преодолеть тревогу.
22.02.2020 состоялся конкурс инсценированной сказки и поучительных притч в 5-7 классах «Доброта спасет мир» Конкурс в нашей школе проводится ежегодно, в рамках Декады предмета Самопознания, с целью приобщения учащихся к искусству выразительного слова, развитию творческих способностей,самовыражению школьников. Ученики вместе с классными руководителями очень ответственно отнеслись к подготовке своего выступления. После уроков ребята с волнением готовились к представлен, готовили декорации и костюмы сказочных героев. А на сцене проявили себя как настоящие актеры, ярко и выразительно исполняли роли, пели, читали стихи.Одни ребята были актерами, а другие восторженными зрителями и болельщиками, все сумели проявить свои творческие способности. эстетического вкуса, содействие интеллектуальному и творческому.
Анализ диагностики переживаний и проявления эмоций подростков.
Цель: определить выражение отношения подростков к людям, событиям, явлениям.
Задачи: уточнение роли эмоций для всего хода психического развития ребенка; раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения ребенка; поиск методов, приемов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.
Методики: консультация, опрос «Как ты реагируешь», Опросник Басса-Дарки позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести Методика «Незаконченные предложения», позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям, индивидуальная беседа по итогам диагностики. Класс: 10-11 Проведено: 22.02.2020 26.02.2020 для учащихся 10-11 классов состоялась гостевая лекция «Индивидуальная профориентация для школьников» Встречу провели: карьерный консультант Ольга Куприянова и Светлана Ермекова – специалист фонда «Тайбурыл» Как найти профессию, которая тебе интересна, подходит к твоим индивидуально-психологическим особенностям и возможностям? Как разбираться в современном рынке труда? Как выбрать учебное заведение? – на эти и многие другие важные для выпускников вопросы отвечали специалисты. На встрече ребята выполняли практические упражнения, определяющие важные факторы при выборе профессии: мотивы, ценности и интересы. В завершении ребята активно задавали вопросы, а специалисты посоветовали им развивать творческие способности и креативное мышление, как одно из самых важных требований, предъявляемых в современным специалистам. 4 четверть (дистанционное обучение) 05.04.2020 Рекомендации по безопасной работе за компьютером (5-11) видео-презентации. 09.04.2020 Эссе «Мои желания и как я ими управляю» с учащимися 9-х классов (анализ эссе) 11.04. Упражнения для развития мышления (5-11) рекомендации психолога 15.04 Творческое развивающее задание «Мандалы» 17.04 Игры и головоломки по профориентации 20.04 Игры и упражнения по тренировке зрительного восприятия (тренажердля глаз, коррекция зрения) 23.04 « 9 упражнений для развития памяти и мышления» (5-11) –практические рекомендации 28.04 Профориентация. Талапкер – 2020 (информирование выпускников) 04.05.2020Организация онлайн-заседания школьного ПМПК -консультирование классных руководителей классов коррекции -характеристики учащихся 4Д 05.05.20 Консультированиеклассных руководителей надомного обучения - характеристики учащихся на конец учебного года 06.05.20 Консультация для выпускников «Выбор профессии» в виде слай-презентации в кунделик и ватсап 08.05 20 «Готовимся к экзаменам и ЕНТ» - консультация для 11 класса 12.05.20 Вебинар для психологов « Практические рекомендации по организации психологического сопровождения в период предупреждения распространения COVID-19 ( поддержка учащихся, родителей, помощь учителям) 15.05.20 День семьи -Онлайн – консультации психотерапевтов РК(бесплатный онлайн-сервис), информация передана педагогами в родительские чаты - «10 шагов к счастью ваших детей» « Условия формирования счастливой семьи» - Онлайн-консультация « Переходный возраст: как не потерять связь с ребенком?» 20.05.20 Онлайн-совещание « Алгоритм организации мер по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в условиях карантина и каникулярного времени» Онлайн-обучение по работе с программой «Амалтея» Работа с документацией Оформление годового аналитического отчета
30-01-2021_10-06-11.zip