Основания признания потенциального поставщика не соответствующим квалификационным требованиям.
Одной из распространненых видов нарушений в сфере государственных закупок является необоснованное признание потенциальных поставщиков не соответствующими квалификационным требованиям, предусмотренной конкурсной документацией.
Ранее в статье "Квалификационные требования, устанавлеваемые к потенциальным поставщикам" нами расссмотрены квалификационные требования, которые могут быть установлены к потенциальным поставщикам. Это и является своего рода исходной точкой для признания потенциальных поставщиков не соответствующихми квалификационным требованиям, предусмотренным конкурсной документацией, в случае если поставщики не потвердили свое соответствие таким требованиям.
Однако, немало случаев, когда потенциальные поставщики необоснованно признаются конкурсной комиссией не соответствующими квалификационным требованиям.
Хочется верить что подобные нарушения допускаются исключительно по незнанию действующего законодательства в сфере государственных закупок, где предусмотреныоснования признания потенциальных поставщиков не соответствующими квалификационным требованиям.
В данной статье рассмотрим основания признания потенциальных поставщиков не соответствующими квалификационным требованиям, предусмотренным заканадательством в сфере государственных закупок.
Согласно пункту 1 статье 10 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434- V ЗРК (далее Закон), потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований.
1) непредставления документа (документов) для потверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрячика (соисполнителя) работ либо услуг:
2) установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах представленных потенциальным поставщикам для подтверждения его соответствия, а также не соответствия привлекаемого им субподрячика (соисполнителя) работ либо либо услуг квалификационным требованиям ,
3) установления факта представления недостоверной информации по квалификационным требованиям.
Согласно пункту 2 данной статьи Закона, не допускается признание поетнциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрячика (соисполнителя) работ либо услуг не соответствующим квалификационным требованиям по основаниям, не предцсмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Кроме того согласно подпункту 1) пункта 6 статьи 27 Закон, потенциальный поставщик не может быть допущен к участию в конкурсе (признания участником конкурса)после приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие квалификацинными требованиями и требованиями конкурсной документации согласно пункту 4 настоящей статьи, если он и (или) привлекаемый им субподрячика (сосполнитель) определены не соответствующими квалификационным требованиям по основаниям, определенным настоящим Законом и правилам осуществления государственных закупок.
В свою очередь подпунк 1) пункта 150 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее- Правила), гласит что потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе ( признан участником конкурса), если он и (или) его субподрячик либо соисполнитель определены не соответствующими квалификационным требованиям по следующим основаниям.
1) отсутствие разрешений (уведомлений), полученных (направленных) в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях, сведения о которых подтверждаются в информационных системах государственных органанов. В случае соответсвия сведений в информационных системах государственных органов потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельственную копию соответствующего разрешения (уведомления), полученного (направляемого) в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.
2) непредставления электронных копий либо в виде электронного документа патентов, свилетельств, сертификатов, других документов, подтверждающих право потенциального поставщиика на производство, переработку,поставку и реализацию закупаемых товаров, выполнение работ, оказание услуг:
3) наличие налоговой задолжнности и задолжнности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионым взносам и социальным отчислениям в размере одного тенге и более (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с законодательством РК), определяемые веб- порталом автоматически на основании сведений органов государственных доходов:
4) непредставление свединий о квалификации согласно приложениям 5, 6 и 7 к конкурсной документации:
5) несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг, наличие которых установлено в конкурсной документации:
6) несоответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору, указанным в конкурсной дакументации:
7) установлен факт представления недостоверной информации по квалификационным требованиям:
8) подлежит процедуре банкротства либо ликвидации
При этом необходимо учесть, что наличие налоговой задолжности и задолжности по обязательным пенсионым взносам и социальным отчислениям в размере одного тенге и более (за исключением случаев, когда срок уплаты отстрочен в соответствиис законодательством РК), определяется веб-порталом автоматически на основании сведений органов государственных доходов.
Кроме того, согласно пункту 136 Правил, в целях уточнения соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям в части их непричастности к процедуре банкротства либо ликвидации конкурсная комиссия расматривает информацию , размещенную на интернет ресурсе уполномиоченного органа, осуществляемого контроль за проведением процедур банкротства либо ликвидации.
Таким образом, во избежание допущения нарушений норм законодательства в сфере государственных закупок при решении вопроса о признании потенциальных поставщиков соответствующим квалификационным требованиям, предусмотренные законодательством о государственных закупках.
Руководитель отдела камерального контроля
Департамента внутреннего государственного
Аудита по городу Астана Исахметов Талгат Айдарбекович
Руководитель отдела планирования, анализа государственного аудите по г.Астана Байкуанышев А.А.